Грибковая сенсибилизация влияет на тяжесть течения астмы

В ряде наблюдательных исследований, в первую очередь, проводившихся среди взрослых, было обнаружено, что тяжесть течения бронхиальной астмы может быть ассоциирована с грибковой сенсибилизацией. В других исследования было показано, что у пациентов с тяжелой астмой и грибковой сенсибилизацией противогрибковая терапия может быть эффективна. Однако распространенность грибковой сенсибилизации у детей с тяжелой астмой остается плохо изученной.

В исследовании с участием 64 детей с средней и тяжелой персистирующей бронхиальной астмой определяли наличие сенсибилизации к грибам. Кроме того проводилось сравнение между группами сенсибилизированных и несенсибилизированных к грибам детей, по тяжести заболевания, уровню иммуноглобулина Е (IgE) в сыворотке крови и показателями функции легких.

Согласно полученным результатам, у 25 (39%) пациентов была выявлена сенсибилизация к одному или более грибку. У 19 сенсибилизированных детей из 25 (76%) астма определялась как тяжелая персистирующая, тогда как в группе несенсибилизированных такое течение было только у 13 из 39 (33%) (р=0,0014). Таким образом, более чем у половины (19 (59%)из 32) детей с тяжелым персистирующим течением астмы имелась сенсибилизация к грибковой инфекции. Сывороточный IgE был достоверно выше у сенсибилизированных к грибам детей (р < 0,001). Показатели дыхательной функции (FEV1, FEV1/FVC,FEF25–75%) так же были достоверно ниже в этой группе больных (р = 0,016; 0,0004; и 0,002 соответственно). При исследовании результатов бронхиальной биопсии было показано, что у сенсибилизированных детей базальная мембрана бронхов (один из слоев слизистой оболочки бронхов) утолщен и инфильтрирован (перенасыщен) эозинофилами.

Таким образом, грибковая сенсибилизация у детей с персистирующей астмой ассоциируется с тяжестью течения астмы. Почти 60% пациентов с тяжелым течением имели сенсибилизацию к грибковой инфекции. Возможно, в будущем следует рассмотреть потенциальную выгоду у таких пациентов от применения противогрибковой терапии.

Pediatr Pulmonol. 2014; 49:8–14. 

Подготовил Владимир Савченко